№19
1.Чиновники губернского города в поэме
Н.В. Гоголя «Мертвые души».
«Мертвые души» - бессмертная поэма Н.В.Гоголя,
писателя первой половины 19 века.
Центральный герой поэмы -
Павел Иванович Чичиков. Первое наше знакомство с Чичиковым происходит
именно в городе. Здесь созрел и был окончательно разработан его план о покупке
мертвых душ. Приехав вгород N, герой замечает плохонькие мостовые, городской
сад, состоящий из тоненьких деревьев, о котором в газете писали, что благодаря
усилиям градоначальника город украсился «оазисом из тенистых деревьев, дающих
прохладу в знойный день».
На балу перед нами открывается
галерея наиболее важных чиновников города, именуемых писателем «толстыми», о
которых сказано, что они быстро умеют исполнить свои дела: дом купить на имя
жены или деревеньку, открыть счет в банке, завести нужные знакомства. «Тонкие»
чиновники – это те, кто еще не приспособился к нравам «толстых», они вынуждены
прозябать за канцелярскими столами и мечтать о повышении по службе.
Собакевич дает точные характеристики
чиновникам города: председатель — «дурак, какого свет не производил»,
губернатор — «первый разбойник в мире, да и лицо разбойничье», полицеймейстер —
«мошенник, продаст, обманет да еще пообедает с вами». И подводит итог:
«Мошенник на мошеннике сидит, мошенником погоняет».
Государственная должность
для всех чиновников — лишь средство беспечной и праздной жизни. Когда Чичикову
понадобились свидетели для оформления сделки, Собакевич говорит: «Пошлите к
прокурору, он человек праздный и, верно, сидит дома: за него все делает
стряпчий Золотуха — первый хапуга в мире.».
Чиновники открыто берут взятки. Мелкий служащий Иван Антонович, которого
зовут «Кувшинное рыло», только после того, как Чичиков открыто положил перед
ним деньги, обратил на него внимание.
В наибольшей степени бездушность государственной машины показана Гоголем в «Повести о капитане Копейкине». Защищая родину, он потерял руку и ногу и лишился средств к существованию. Капитан Копейкин добивается встречи с самим министром, человеком черствым и бездушным. Он лишь досадует, что посетитель отнимает у него столько много времени, ведь есть очень важные государственные дела. Столкнувшись с бюрократическим механизмом, герой войны остается никому не нужным. Воплощением произвола и несправедливости является не только губернская власть, но и столичная бюрократия, само правительство. Чиновничество в поэме – не только «плоть от плоти» бездушного, уродливого общества; оно еще и основа, на которой держится это общество, поэтому класс чиновников мы вправе тоже отнести к «мертвым душам».
2.Лирический герой стихотворений
М.И.Цветаевой. Чтение наизусть по выбору.
Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков,
в тревожное и смутное время. Она пережила революцию 1917 года, Гражданскую
войну, эмиграцию, возвращение на Родину, потерю мужа, арестованного в страшные
годы сталинских репрессий.
М. Цветаева поэзию воспринимала как великое святое
ремесло. Ее стихи трагедийны по содержанию, исповедальны по форме. Лирику
поэтессы можно назвать ее личным дневником, вобравшим в себя все переживания
женщины. Лирическая героиня Цветаевой неумолимо стремится к свободе во
всем: в любви к человеку, к Родине.
Марине Цветаевой принадлежат стихотворения «Бабушке»,
«Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи о Москве», «Родина» и другие.
1) Рассмотрим стихотворение М. И. Цветаевой "Красной кистью…”,
написанное в 1916 году. Оно состоит из 12 строчек. В стихотворении звучит
биографическая точность (М. Цветаева родилась 26 сентября 1892 года, с субботы
на воскресенье, в полночь, на Иоанна Богослова, почти в самом центре Москвы, в
тихом Трехпрудном переулке, в небольшом уютном доме). Стихотворение относится к
исповедальной лирике.
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья .
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов,
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Многие слова в стихотворении получают переносное
значение и образуют метафоры: "рябина зажглась”, "спорили сотни колоколов”,
эпитеты "жаркая рябина”, "горькая кисть”, - все это создает "общую образность”
текста.
М.Цветаева описывает день при помощи говорящих
существительных: "рябина”, "кисть”, "листья”, "сотни колоколов”, "день”, "Иоанн
Богослов”. Глаголы "зажглись”, "падали”, "спорили” придают движение произведению.
Своеобразна звукопись стихотворения.
Торжественно-праздничное настроение постепенно сменяется тревожно-трагическим.
В частности из 80 согласных звуков 47 звонкие. Преобладающая звучность звонких
согласных усиливает мелодико-стилевую окраску текста, внося в него бодрые
жизнеутверждающие тона.
Повествование с обратным и прямым порядком слов
передает взволнованность лирической героини. Главное здесь – перечислительная
интонация.
Особое внимание следует уделить цветовой картине мира
М. Цветаевой. Наиболее употребительны в поэзии М. Цветаевой цвета черный,
белый, красный, синий. Цветаева в данном стихотворении употребляет
прилагательное красный, значение которого приобретает смысл "жаркий”. Образ
"жаркой” рябины открывает мир душевного горения, безмерности чувств.
В центре поэтического мира стоит образ лирической
героини – женщины "с гордым видом”, носительницы страстной судьбы, которой все
нипочем. Перед нами судьба лирической героини. В коротком стихотворении
Цветаева рисует и внутреннее смятение, и беззащитность, и в то же время
жизнеутверждающую силу и жажду борьбы с окружающим миром.
Рябина навсегда стала символом ее поэзии. Пылающая и
горькая, на излете осени, в преддверии зимы – она стала символом судьбы, тоже
переходной и горькой, как и судьба Марины Цветаевой.
2) «Мне нравится, что вы больны не мной…», на мой
взгляд, одно из лучших произведений Марины Цветаевой. Большую популярность
стихотворение получило благодаря известному кинофильму «Ирония судьбы».
Написанное в 1915 г., стихотворение не потеряло своей актуальности и в наши дни:
мы все так же любим, так же страдаем, так же мечтаем.
Очень тонко поэтесса намекает, что
можно просто любить, а можно болеть человеком. Она указывает, что «болезнь»
предполагает несвободу. А героине, свободной от каких-либо обязательств и
правил, можно: «...быть смешной — распущенной — и не играть словами...». При
общении с этим человеком не возникнет неловкости:
И не краснеть удушливой волной, /Слегка соприкоснувшись рукавами.
При этом ясно видно, что
героиня не лишена нежности к тому, кому адресовано послание, называя его «мой
нежный». Трудно разобрать, что в действительности чувствует героиня. Она
ощущает одновременно и радость, и грусть. Ведь, начиная свой благодарственный
монолог с насмешливых нот, она заканчивает его словами «Увы!». И тогда понимаешь,
что героиня испытывает определенное чувство к человеку, хотя пытается казаться
равнодушной.
Анафора «Мне нравится», которая повторяется в каждой строфе, подчеркивает скрытое неравнодушное отношение к избраннику. В последней строфе автор описывает, какими могли бы быть их отношения: «встречи закатными часами», «гулянья под луной». Но, к сожалению, это лишь мечты. Основная мысль стихотворения в том, что любовь делает мир прекрасным, а человека счастливым. 3)Родина («О неподатливый язык!») Стихотворение посвящено Родине. Написано оно было, когда М. Цветаева находилась в эмиграции. Чувство любви к Родине переполняет лирического героя, которым является сама поэтесса.
«О неподатливый
язык!» - с этих строк начинается стихотворение, эпитет «неподатливый» говорит о
том, что слово не всегда может точно выразить те чувства, которые испытывает
человек.
«Россия, родина
моя!» - это восклицательное предложение звучит как бесспорное утверждение: где
бы ни находилась героиня, родиной для нее навсегда останется Россия. «Но и с
калужского холма / Мне открывалася она…» — родная, любимая Цветаевой Таруса
находится на калужской земле, в нынешней Калужской области, на реке Оке.
«…Даль — тридевятая земля!»: «даль» — потому что с холма
далеко видно, но в этом слове и другой смысл — эта земля находится очень
далеко от того места, где сейчас пребывает автор. «Тридевятая земля» вызывает в
создании сказочное «тридевятое царство, тридесятое государство», нечто
мифическое. Родина — земля, которая для героини реальна и далека одновременно.
«Чужбина, родина моя!»: страшно произносить эти
строки. Ведь для Цветаевой Родина стала далекой и недоступной чужбиной. Она
начинает казаться чужой, незнакомой, на ней произошли большие изменения.
«Настолько
родина и столь / Рок, что повсюду, через всю / Даль — всю её с собой несу!»: в
скачущем, прерывистом ритме стиха рвётся цветаевская строка, которая не может
вместить всю полноту чувства. Ощущение кровного родства с породившей её землёй
неразрывно связано с ощущением рока, судьбы, трагедии, не зависящей от воли
человека. Но через все другие дали (страны) образ родной земли лирическая
героиня стихотворения несёт в своей душе.
«Даль, отдалившая мне близь…» - это оксюморон, использование
в нем антонимов «даль – близь» показывают, что все думы героини её о далёкой Родине;
получается, что мысли о России заслоняют перед ней повседневную реальность.
«…Даль, говорящая: «Вернись / Домой/» Со всех — до
горних звезд — / Меня снимающая мест!»: родная земля, словно живая, обращается
к героине, призывает её вернуться, потому что истинный дом и подлинная связь
только с той землёй, на которой ты родился и вырос. Этот призыв настолько сильный, что его можно передать только через
гиперболу: «до горних звезд».
«Недаром, голубей воды, / Я далью обдавала лбы»:
голубой цвет для поэтессы — цвет чистоты родника. Лоб у нас обычно вызывает
ассоциации с мыслью. Строки можно понимать так: лирическая героиня силой своего
слова пробуждала чистое чувство Родины даже у тех людей, которые сознательно
старались убедить себя в необходимости не думать о ней, не допустить даже
мысли о родной земле.
«Ты!»: глубочайшее переживание кровного родства
позволяет обратиться к родной земле просто: «Ты!»
«Сей руки своей лишусь, — / Хоть двух! Губами
подпишусь / На плахе…»: готовность пожертвовать всем ради Отечества, ради
счастья быть на родной земле.
«Гордыня, родина моя!»: Родина - то место, куда всей
душой стремиться героиня, это ее любовь и гордыня.
Это стихотворение - страстная, прерывистая, наполненная
яркими эмоциями человеческая речь,
которая хочет всё вместить в себя — так высоко напряжение, так велика сила
эмоций.
Вывод. Марина Цветаева оставила значительное творческое
наследие: книги лирических стихов, семнадцать поэм, восемь стихотворных драм,
автобиографическую, прозу, письма, дневниковые записи. Цветаевой суждено было
стать летописцем своей эпохи. Почти не затронув трагической истории ХХ века,
она раскрыла трагедию человека своего времени.
|