№20
1. Философская лирика М.Ю.Лермонтова.
Чтение наизусть.
М.Ю.Лермонтов – великий русский поэт и писатель первой
половины 19 века. Он автор знаменитых стихотворений «Бородино», «Узник»,
«Парус». Поэт прожил короткую, но яркую жизнь, произведения Лермонтова отражают
его внутренний мир, поиски смысла жизни.
Для чего живут люди? Что оставят они потомкам?
Лермонтова волнует тема поколений, поэт скорбит о судьбе человека в жестоком
мире. Бесконечным одиночеством, тоской об ушедшем счастье овеяны стихотворения
«Листок», «Утес», «На севере диком»
и другие. Трагична, безысходна «Дума»
Лермонтова. Главный упрек своему поколению — упрек в бездействии, в преступном
равнодушии «к добру и злу». Для молодого поколения, уверенного в бесполезности
действия, даже знания являются ненужным бременем. Бесцельная жизнь пуста и
бессмысленна, она томит молодежь, «как ровный путь без цели, как пир на
празднике чужом». Поэт обвиняет современников в страхе перед властью, в
равнодушии к общественным вопросам, в холодности и безразличии:
И ненавидим
мы, и любим мы случайно,
Ничем не
жертвуя ни злобе, ни любви...
Тему поколения продолжает
стихотворение «И скучно и грустно»,
оно создано в 1840 г. В нем звучит мотив безысходности, одиночества. Это внутренний
монолог, исповедь лирического героя, наполненная грустными раздумьями о жизни,
философским обобщением:
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят - все лучшие годы!
Все сильнее
овладевает им чувство одиночества. «Выхожу
один я на дорогу» — даже название этого стихотворения говорит об
одиночестве. Поэт будто наедине со вселенной. «Что же мне так больно и так
трудно?» Кто ответит? Кто поможет? Некому!
«Выхожу один я на дорогу…» - философское размышление о
человеческой жизни и смерти. Поэту «больно и трудно» жить в мире с буйным
накалом страстей, он устал, смерть представляется ему выходом из замкнутого
круга бесполезной и утомительной борьбы. Сам герой испытывает противоречивые
чувства: он любит жизнь, полную страданий, ему скорее опротивели люди.
Лирический герой верит, что физическая смерть не является завершением
жизненного пути, бесконечность космоса влечет его в неведомый мир.
Мотив одиночества пронизывает все стихотворения
Лермонтова. Он противостоит равнодушному миру, ищет свободы, гармонии с миром. Несмотря
на лермонтовский пессимизм, в поэте живет вера в бессмертие добра, в торжество
жизни над смертью.
Сила и глубина
чувств, мудрость мыслей, высказанных в философской лирике гениального поэта сделали
бессмертными его произведения: они стали достоянием души многих поколений,
побуждают людей искать смысл в своих поступках, ставить перед собой цели,
важные и для современников, и для потомков.
2. Образ праведницы в рассказе
А.И.Солженицына «Матренин двор». Нравственный смысл рассказа-притчи.
Александр Исаевич Солженицын – писатель 20-21 века, наш современник, лауреат нобелевской премии, автор известного романа «Архипелаг ГУЛАГ». Его перу принадлежит рассказ-притча «Матренин двор». В этом рассказе автор затрагивает такие темы, как нравственная и духовная жизнь народа, отношение власти и человека, борьба за выживание, противостояние личности обществу. С первых строк рассказа читатель узнает вроде бы о совсем неприметной и обычной послевоенной жизни русской деревни. Никто не позавидовал бы Матрениной судьбе. Не дождавшись с войны мужа, ушла к его брату – и всю жизнь мучилась сознанием своей вины, родственной предательству, корила себя за свой грех… А весь грех был в том, что пожалела семью Фаддея, оставшуюся без помощи. Шестерых детей родила – и ни один не выжил. Киру воспитала, дочку своего бывшего мужа. Работала в колхозе за трудодни, которые отмечали палочками, пенсии не заработала. И всего богатства-то нажила, что крепкую горницу, грязно-белую козу, фикусы да колченогую кошку. Осуждали ее односельчане: поросенка никогда не держала, «не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни. Не гналась за нарядами.». Так и умерла в нищете. И погибла Матрена на переезде, помогая перетащить телегу с бревнами от разобранной горницы, которую при жизни отдала племяннице Кире. Смерть ставит все на свои места, подводит итог человеческой жизни. Что же оставит в наследство своим близким Матрена-праведница, каким словом помянут ее, как вспомнят? Вспомнили прежде всего, что некому теперь помочь копать огород, «вспахать на себе сохою» – покойница всем помогала, никакой платы не брала. Как же теперь без ее помощи? Фаддей обеспокоен одной мыслью: надо забрать оставшиеся бревна, не то пропадут. Спорят об избе: кому она достанется – сестре или приемной дочери. Плач по покойнице проходит по всем правилам, но показная скорбь по Матрене, погибшей из-за жадности нескольких близких людей, сочетается с попыткой оправдать себя. Горький вывод делает автор рассказа: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Да, жизнь Матрены – не житие святой. Не все смогли оценить ее праведность, многие осудили, но забыли ли? Останется она жить в памяти приемной дочери, не забудет ее жизненных уроков учитель, недолго деливший с нею кров… Но разве дело в том, как тебя оценят, что о тебе скажут? Дело в том, как ты проживешь свою жизнь, сумеешь ли остаться человеком, какую страничку впишешь в книгу жизни. В чём же нравственный смысл рассказанной писателем истории? Новым наполнением наделил Солженицын само понятие "праведник”. Нравоучительный, притчевый смысл рассказа в том, что нельзя жить только для себя, быть стяжателем и накопителем. Смысл человеческого существования в доброте, бескорыстии и том сиянии, который человек может излучать, освещая судьбы других людей.
|