№24
1.Плюшкин – «прореха на человечестве»
(по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»)
"Мёртвые
души" – лучшее произведение Гоголя. Поэма построена как история похождения
Чичикова, чиновника, скупающего "мертвые души". Автор изображает в
поэме русское дворянство как господствующий класс. Основным способом
изображения помещиков у Гоголя явл. сатира. В образах помещиков отражается
процесс постепенной деградации помещичьего класса. Гоголь создаёт пять
портретов, которые так непохожи друг на друга, и в то же время в каждом из них
выступают типичные черты русского помещика.
Описания всех помещиков происходят по одному и тому же
сценарию. Наиболее выразительно использование этих средств проявляется в
описании Плюшкина. Тоской проникнуто описание деревни и усадьбы этого хозяина.
Окна в избах были без стекол, некоторые заткнуты тряпкой. Барский дом похож на
огромный могильный склеп, где заживо погребен человек. Только буйно растущий
сад напоминает о жизни. Чичиков долго не может понять, кто перед ним,
"баба или мужик". Наконец, он заключил, что это верно, ключница. Подобно
ключнице, Плюшкин раб вещей, а не хозяин их. Плюшкин гноит зерно и хлеб, а сам
трясется над маленьким кусочком кулича и бутылкой настойки, на которой сделал
пометку, чтобы никто воровством не выпил. Даже от собственных детей Плюшкин
отказался. Гоголь показывает, как постепенно распадаются человеческие личности.
Когда-то Плюшкин был простым бережливым хозяином.
Жажда обогащения за счет крестьян превратила его в скрягу, изолировала от
общества. Плюшкин прервал всякие отношения с друзьями, а затем и с
родственниками. Крестьян Плюшкин считает тунеядцами и мошенниками, лентяями и
ворами, и морит их голодом. Крепостные у него мрут, "как мухи",
спасаясь от голодной смерти, они бегут из усадьбы помещика. Этот живой мертвец,
человеконенавистник, превратился в "прореху на человечестве".
В поэме Гоголь создал галерею русских помещиков,
составляющую основную часть дворянства. Представители этого сословия –
помещики, «хозяева» жизни, владельцы крепостных душ. Раскрывая характеры
обитателей патриархальных усадеб, автор
выявил типичные черты российского дворянства: умственное и моральное убожество,
паразитизм, бездумное расточительство. Настоящие мертвые
души – это правящий класс помещиков.
2.Философская лирика С.А.Есенина. Чтение
наизусть.
Сергей Александрович Есенин – знаменитый поэт XX века, автор прекрасных произведений «Отговорила роща
золотая», «Клен ты мой опавший», «Не жалею, не зову, не плачу». Он писал стихи
о природе, о родине, о любви, о животных. Также поэта волновали вечные философские вопросы взаимоотношения человека и
Вселенной, человека и природы, человека и мира его земных деяний, радостей,
страстей, тревог, любви и ненависти, жизни и смерти.
Философским
размышлением наполнено стихотворение «Отговорила
роща золотая». «Золотая роща» - это и конкретный природный образ, и
обобщенный, это - жизнь поэта, человеческое бытие вообще. Философское
содержание раскрывается через пейзажные зарисовки. Тема увядания, ощущения
последних дней сквозит в образе осени. Осень - время тишины, ярких красок, но в
то же время - пора прощания. В этом и заключается противоречивость нашего
земного существования.
Журавли -это лейтмотив
стихотворения, прощальной песни со всем юным, свежим, с «сиреневой цветью»
природы и, главное, с душой человека. Человек одинок, однако, эта бесприютность
соседствует с теплым воспоминанием:
Стою один среди равнины
голой,
А журавлей относит
ветер в даль,
Я полон дум о юности
веселой,
Но ничего в прошедшем
мне не жаль.
Жизненный путь пройден,
природа завершила свой круг...
Соотношение весны
человека и догорающего костра жизни выражено через зримый предметный образ: «В
саду горит костер рябины красной, // Но никого не может он согреть». Несмотря
на это, лирическому герою не жаль прошедшей жизни: «Кого жалеть? Ведь каждый в
мире странник...» - в этих словах основа философского отношения к жизни. Все мы
рождены для того, чтобы умереть, каждый из нас - крошечная песчинка в мировом
космосе, каждый из нас - неотъемлемая часть природы.
Одним из философских стихотворений является "Не жалею, не зову, не плачу...”. Это
стихотворение было написано в 1922 году, уже в зрелый период жизни автора. Тема
произведения — размышления зрелого человека о прошедшей жизни, о ее смысле, о
ее восприятии. Лирический герой пытается решить для себя проблему приятия или
неприятия ухода юности, жизненных сил, энергии. И автор выводит свое решение:
основная идея стихотворения — необходимость смирения перед неизбежностью:
Все мы, все
мы в этом мире тленны...
Композиция стихотворения кольцевая.
Идея смирения перед жизнью заявляется лирическим героем в самом начале ("Не
жалею, не зову, не плачу...”) и повторяется как итог всего размышления в конце
("Будь же ты вовек благословенна...”).
Жанр стихотворения — размышление. Для передачи
эмоциональности в стихотворении автором используются восклицания, вопросы, частые
обращения ("Ты теперь не так уж станешь биться, сердце”, "дух бродяжий”, "жизнь
моя” и так далее). Для этой же цели в первой же строке представлен подбор
близких по смыслу глаголов ("Не жалею, не зову, не плачу”).
В произведении много метафор ("увяданья золотом”,
"сердце, тронутое холодком”, "страна березового ситца”, "пламень уст”, "листьев
медь” и так далее), сравнений ("как с белых яблонь дым”, "словно я весенней
гулкой ранью проскакал на розовом коне”). Для передачи смысла использована
антитеза весенних яблонь и осеннего золота увядания.
Необыкновенно ярка передача
цвета в произведении — белый дым яблонь, золото увяданья, медь листьев. Эти
цвета очень традиционны для творчества Есенина в целом.
Уйдя из жизни в 30 лет,
С.А.Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство. И пока живет земля,
Есенину - поэту суждено жить с нами и воспевать шестую часть земли с названьем
кратким «Русь».
|