Четверг
02.10.2025
16:14
Приветствую Вас Гость
RSS
 
САЙТ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Меню сайта

Категории раздела
Русский язык [11]
Диктанты. Контрольные работы [49]
Рабочие программы. Русский язык [9]
Готовимся к ГИА по русскому языку [65]
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку [87]
Литература [10]
Рабочие программы. Литература [10]
Тесты по литературе. [16]
Экзамен по литературе, 9 класс [26]
Готовимся к ГИА по литературе [1]
Готовимся к ЕГЭ по литературе [6]
Учащимся [42]
Родителям [28]
Творческая страничка [75]
Учащимся 9А класса [35]
Учащимся 8Г класса [8]
Наши достижения [43]
Конкурс ы [6]
Переменка [29]
Игры [3]
Разработки уроков русского языка [43]
Разработки уроков литературы [95]
Говори правильно [2]
Физкультминутки [2]

КОТЭ

Наш опрос
Где вы отдыхали летом?
Всего ответов: 889

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Экзамен по литературе, 9 класс

ОТВЕТ НА БИЛЕТ №24
07.06.2012, 21:28

№24

1.Плюшкин – «прореха на человечестве» (по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»)

         "Мёртвые души" – лучшее произведение Гоголя. Поэма построена как история похождения Чичикова, чиновника, скупающего "мертвые души". Автор изображает в поэме русское дворянство как господствующий класс. Основным способом изображения помещиков у Гоголя явл. сатира. В образах помещиков отражается процесс постепенной деградации помещичьего класса. Гоголь создаёт пять портретов, которые так непохожи друг на друга, и в то же время в каждом из них выступают типичные черты русского помещика.

Описания всех помещиков происходят по одному и тому же сценарию. Наиболее выразительно использование этих средств проявляется в описании Плюшкина. Тоской проникнуто описание деревни и усадьбы этого хозяина. Окна в избах были без стекол, некоторые заткнуты тряпкой. Барский дом похож на огромный могильный склеп, где заживо погребен человек. Только буйно растущий сад напоминает о жизни. Чичиков долго не может понять, кто перед ним, "баба или мужик". Наконец, он заключил, что это верно, ключница. Подобно ключнице, Плюшкин раб вещей, а не хозяин их. Плюшкин гноит зерно и хлеб, а сам трясется над маленьким кусочком кулича и бутылкой настойки, на которой сделал пометку, чтобы никто воровством не выпил. Даже от собственных детей Плюшкин отказался. Гоголь показывает, как постепенно распадаются человеческие личности.

Когда-то Плюшкин был простым бережливым хозяином. Жажда обогащения за счет крестьян превратила его в скрягу, изолировала от общества. Плюшкин прервал всякие отношения с друзьями, а затем и с родственниками. Крестьян Плюшкин считает тунеядцами и мошенниками, лентяями и ворами, и морит их голодом. Крепостные у него мрут, "как мухи", спасаясь от голодной смерти, они бегут из усадьбы помещика. Этот живой мертвец, человеконенавистник, превратился в "прореху на человечестве".

В поэме Гоголь создал галерею русских помещиков, составляющую основную часть дворянства. Представители этого сословия – помещики, «хозяева» жизни, владельцы крепостных душ. Раскрывая характеры обитателей патриархальных усадеб,  автор выявил типичные черты российского дворянства: умственное и моральное убожество, паразитизм, бездумное расточительство.  Настоящие мертвые души – это правящий класс помещиков.

 

2.Философская лирика С.А.Есенина. Чтение наизусть.

Сергей Александрович Есенин – знаменитый поэт XX века, автор прекрасных произведений «Отговорила роща золотая», «Клен ты мой опавший», «Не жалею, не зову, не плачу». Он писал стихи о природе, о родине, о любви, о животных. Также поэта волновали вечные философские вопросы взаимоотношения человека и Вселенной, человека и природы, человека и мира его земных деяний, радостей, страстей, тревог, любви и ненависти, жизни и смерти.

Философским размышлением наполнено стихотворение «Отговорила роща золотая». «Золотая роща» - это и конкретный природный образ, и обобщенный, это - жизнь поэта, человеческое бытие вообще. Философское содержание раскрывается через пейзажные зарисовки. Тема увядания, ощущения последних дней сквозит в образе осени. Осень - время тишины, ярких красок, но в то же время - пора прощания. В этом и заключается противоречивость нашего земного существования.

Журавли -это лейтмотив стихотворения, прощальной песни со всем юным, свежим, с «сиреневой цветью» природы и, главное, с душой человека. Человек одинок, однако, эта бесприютность соседствует с теплым воспоминанием:

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Жизненный путь пройден, природа завершила свой круг... 
Соотношение весны человека и догорающего костра жизни выражено через зримый предметный образ: «В саду горит костер рябины красной, // Но никого не может он согреть». Несмотря на это, лирическому герою не жаль прошедшей жизни: «Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник...» - в этих словах основа философского отношения к жизни. Все мы рождены для того, чтобы умереть, каждый из нас - крошечная песчинка в мировом космосе, каждый из нас - неотъемлемая часть природы.

Одним из философских стихотворений является "Не жалею, не зову, не плачу...”. Это стихотворение было написано в 1922 году, уже в зрелый период жизни автора.    Тема произведения — размышления зрелого человека о прошедшей жизни, о ее смысле, о ее восприятии. Лирический герой пытается решить для себя проблему приятия или неприятия ухода юности, жизненных сил, энергии. И автор выводит свое решение: основная идея стихотворения — необходимость смирения перед неизбежностью:

Все мы, все мы в этом мире тленны...

    Композиция стихотворения кольцевая. Идея смирения перед жизнью заявляется лирическим героем в самом начале ("Не жалею, не зову, не плачу...”) и повторяется как итог всего размышления в конце ("Будь же ты вовек благословенна...”).

Жанр стихотворения — размышление. Для передачи эмоциональности в стихотворении автором используются восклицания, вопросы, частые обращения ("Ты теперь не так уж станешь биться, сердце”, "дух бродяжий”, "жизнь моя” и так далее). Для этой же цели в первой же строке представлен подбор близких по смыслу глаголов ("Не жалею, не зову, не плачу”).
    В произведении много метафор ("увяданья золотом”, "сердце, тронутое холодком”, "страна березового ситца”, "пламень уст”, "листьев медь” и так далее), сравнений ("как с белых яблонь дым”, "словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне”). Для передачи смысла использована антитеза весенних яблонь и осеннего золота увядания.

    Необыкновенно ярка передача цвета в произведении — белый дым яблонь, золото увяданья, медь листьев. Эти цвета очень традиционны для творчества Есенина в целом.

    Уйдя из жизни в 30 лет, С.А.Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство. И пока живет земля, Есенину - поэту суждено жить с нами и воспевать шестую часть земли с названьем кратким «Русь».

 

 

 

Категория: Экзамен по литературе, 9 класс | Добавил: Учитель | Теги: экзамен по литературе
Просмотров: 1064 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
ПРАВОСЛАВНЫМ

Вход на сайт

ВРЕМЯ

Поиск

АФОРИЗМЫ

КАЛЕНДАРЬ

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Учительский портал