№25
1.Мотивы дружбы в лирике А.С.Пушкина.
Чтение наизусть.
А.С.Пушикн – великий поэт 19 века, «солнце русской
поэзии», как называл его Белинский. Его
перу принадлежат такие шедевры мировой поэзии, как «Я вас любил», «Керн», «Пророк»,
«Памятник» и др.
Тема «дружества» проходит
через всю лирику Александра Сергеевича Пушкина. Ни один русский поэт не уделял
так много внимания этой стороне человеческих отношений. Этой теме посвящены: послания
друзьям «К Чаадаеву», «К Языкову», «Дельвигу», «И. И. Пущину» .
Послание «К Чаадаеву» — свободолюбивое политическое стихотворение, близкое
по своему идейному содержанию к идеалам декабристов. Вместе с тем это один из
художественных шедевров Пушкина.
Стихотворение «К Чаадаеву» распадается на три части: при
переходе от части к части настроение меняется. Первая
часть выдержана в стиле печальной элегии, создает образ разочарованного
человека. Вторая часть начинается с резкого смыслового контраста.
Он открывается союзом «но». В центре стоит образ человека, полного страстей, с
кипучей энергией и силой чувств. Элегия превращается в мажорное лирическое
стихотворение. Для того чтобы передать силу чувств своего героя, Пушкин строит
вторую часть на развернутой метафоре — сопоставлении жажды свободы и страстей
любви. Он использует энергичные выражения «горит желанье», «нетерпеливою
душой», смело вводит в политическую лирику любовные образы: «томленье»,
«любовник молодой», «минуты верного свиданья». Третья
часть представляет собой обращение к Чаадаеву, прямой призыв к борьбе.
Стихотворение заканчивается верой в грядущую славу, завоеванную в бою («На обломках
самовластья напишут наши имена»).
Александр Пушкин поступил в Лицей в 1811 году. И
первым, с кем подружился будущий поэт, был Иван Пущин, сосед "по келье”(так
лицеисты называли свои комнаты). После окончания Лицея Пущин вступил в тайное
общество. Когда восстание декабристов потерпит поражение, Иван Пущин будет
арестован, а потом осуждён и отправлен в ссылку. В стихотворении «И.И. Пущину» показывает, что соединяет двух людей: это
и дружба, возникшая ещё в Лицее, и судьба, которая может быть зла или
благосклонна к каждому из них. Сила дружбы прочнее тюремных цепей, луч
лицейского братства способен рассеять мрак заточения.
Пушкин остается верен своим друзьям-декабристам. Он
поддерживает их в трудный для них час своим знаменитым посланием "Во глубине сибирских руд...".
В этом стихотворении нет ни строчки о политическом перевороте, оно целиком
наполнено дружеским участием. Под мечом, упоминающимся в конце стихотворения
("И братья меч вам отдадут"), подразумевается символ вольности,
свободы.
Пушкин очень дорожил лицейской дружбой и всегда помнил
дату открытия Лицея – 19 октября. В одном из стихотворений, которое так и
называется «19 октября 1825 года»,
он напишет:
Куда
бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Этими словами великий поэт хотел сказать, что несмотря
на расстояния и время дни, проведенные в Лицее в кругу друзей, он не сможет
забыть никогда.
Пушкин создает идеал человека с богатой душой,
открытого всем чувствам, человека, для которого любовь и свобода сливаются, а
не противостоят друг другу.
2.Ваш любимый литературный герой.
При
подготовке к этому вопросу можно использовать билеты:
№10. Образ главного героя в повести М.А.Шолохова «Судьба человека»
№17. Василий Теркин – обобщенный образ русского солдата (по поэме
А.Т.Твардовского).
№20. Образ праведницы в рассказе А.И.Солженицына
«Матренин двор». Нравственный смысл рассказа-притчи.
№21. Образ Чацкого в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
При этом необходимо объяснить, чем вам интересен тот
или иной герой, какие черты характера или поступки кажутся вам привлекательными. |