№4
1.Стихотворения А.С.Пушкина о любви.
Чтение наизусть.
А.С.Пушикн – великий поэт 19 века, «солнце русской
поэзии», как называл его Белинский.
Любовь, дружба — главные
чувства, изображаемые Пушкиным. Его перу принадлежат такие шедевры мировой
поэзии, как «Я вас любил», «Керн», «На холмах
Грузии», "Мадонна". Герой лирики Пушкина – искренний, любящий
человек, боготворящий красоту женщины и воспевающий чувство любви.
Высокое благородство,
искренность и чистота любовного переживания с гениальной простотой и глубиной
переданы в стихотворении «Я вас любил...». Это образец поэтического
совершенства. Стихотворение построено на признании в любви. Оно повторяется три
раза, но каждый раз в новом контексте, с новой интонацией, передающей и
переживание лирического героя, и историю любви, и способность подняться над
своей болью ради счастья любимой женщины. Поражает бескорыстие чувства,
искреннее желание счастья любимой:
Я вас любил так искренне,
так нежно,
Как дай вам Бог любимой
быть другим.
В стихотворении «На холмах Грузии…» поэт описывает прекрасную природу Кавказа и чувство
к любимой: «Мне грустно и легко, печаль моя светла, печаль моя полна тобою…»
Вся фраза построена на оксюморонах. Идея стихотворения в том, что любовь –
прекрасное чувство.
Имя Анны Петровны Керн стало известным благодаря встрече
с Пушкиным, когда он находился в ссылке в Михайловском. Ей посвящено одно из
прекраснейших лирических стихотворений. Все этапы любви описаны в этом
послании. Это и буря чувств, и пребывание поэта «в глуши, во мраке заточенья»,
и возвращение чувства после долгой разлуки. Для поэта вместе с любовью приходят
«и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь…».
А.С.Пушкин воспевал женщину,
верил в любовь, как в прекрасное чувство, и оставил в наследство целую россыпь
произведений, которые являются современными и по сей день, ибо чувство любви
всегда будет волновать человека.
2.Идейно-тематический анализ одного из
рассказов А.П.Чехова.
Антон Павлович Чехов – писатель конца 19 –
начала 20 века. Он глубоко видел ложь и неправильность жизни, высмеивал не
отдельных людей с их недостатками, а стремился к обобщениям. Чехов известен как
блистательный автор юмористических рассказов – таких, как «Хамелеон», «Хирургия»,
«Смерть чиновника». Остановимся на анализе последнего произведения.
В один прекрасный вечер экзекутор, Иван Дмитрич
Червяков, сидел в театре. Но вдруг он чихнул и посмотрел: не обеспокоил ли он
кого-нибудь своим чиханьем? Он увидел, что старичок, сидевший впереди него, в
первом ряду кресел, вытирал свою лысину и шею и бормотал что-то. В старичке
Червяков узнал статского генерала Бризжалова. Он стал извиняться перед ним,
мешая смотреть спектакль, чем вызвал еще большее раздражение. Генерал на него
прикрикнул.
На
другой день Червяков надел новый мундир и пошел к Бризжалову объясняться. Генерал
отмахнулся от него – дела были поважнее. Червяков расстроился и на следующий
день снова пришел с извинениями.
—
Пошел вон!! — гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал. В животе у
Червякова что-то оторвалось. Придя домой, не снимая мундира, он лег на диван
и... помер.
Чиновник, герой чеховского рассказа, отвык видеть в
себе человека и сам старательно поддерживает привычный для него порядок жизни.
В конце концов достаточно доброжелательного и либерального генерала он своей
навязчивостью раба превращает в «грозного начальника» и от этого умирает.
В рассказе чин
героя не назван, из чего можно заключить, что поведение Червякова определялось
не им. Указана лишь небольшая должность (экзекутор — хозяйственный исполнитель
«при канцелярии»). Свое человеческое достоинство Червяков унижает, при этом
весьма настойчиво, только сам. Главные опорные слова в рассказе – персона, червяк, извиниться и объяснить.
Высокий ранг Брюзжалова не помешал ему остаться
нормальным человеком. Червяков, напротив, и при своем малом чине не личность, а
«винтик» бюрократической системы, основанной на неукоснительном преклонении ее
нижестоящих чинов над вышестоящими.
Как и многие смешные рассказы Чехова, рассказ «Смерть
чиновника» не только смешон, но и грустен, и даже страшен. Гибель героя
производит в рассказе эффект не только комический, но и трагический, поскольку
мы становимся свидетелями добровольного, упорного самоунижения человеческого в
человеке.
Автор хотел сказать читателям, что нужно вытравливать
из себя рабскую сущность, зависимость от других, и при любых обстоятельствах не
терять человеческого достоинства. Рассказы А. П. Чехова отличаются краткостью и насыщенностью сюжета. В рассказе "Тоска" кажется, что не происходит никаких событий. Извозчика Иону Потапова в скучных зимних сумерках засыпает снегом. Вот уже целую неделю он живет как в полусне: у него умер сын. Трагедия Ионы никого не интересует: ни военного, ни праздношатающуюся молодежь, ни человека его же сословия — извозчика. Иона никому не интересен, его распирающая душу боль никому не нужна. Все куда-то спешат, все недовольны, раздражены. Он одинок, печален, погружен в раздумья. После нескольких попыток излить душу посторонним людям, Иона Потапов понимает, что в горе сочувствующих нет и не будет, люди замыкаются, они хотят чего угодно, но только не разговоров о чужом горе. Кому может выплакаться Иона? Только живой душе, только она способна понять горе другого. Иона нашел такого молчаливого друга — лошадь, старую, заезженную, уставшую от работы, которая может только дохнуть теплом своим на руки хозяина. А. П. Чехов — тонкий психолог. Он показал, как может быть безысходна тоска человека и что одиночество - самое ужасное состояние. Небольшой по объему рассказ вместил большой смысл: человеку необходима поддержка и сочувствие хотя бы одной живой души.
|