№8
1.Быт и нравы русского дворянства в романе А.С. Пушкина
«Евгений Онегин».
Русский критик В.Г. Белинский назвал роман А.С.
Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Ни одно произведение
русской литературы не может сравниться с бессмертным романом в стихах по широте
охвата современной писателю действительности. Пушкин описывает свое время,
отмечая все, что было существенно для жизни поколения: быт и нравы людей,
состояние душ, популярные философские, политические и экономические течения,
литературные пристрастия, моду и так далее.
На протяжении действия романа и в лирических
отступлениях поэтом показаны все слои русского общества, в том числе высший
свет Петербурга, дворянская Москва и поместное дворянство. Петербург того
времени был настоящим центром культурной и политической жизни, местом, где жили
лучшие люди России. Автор хорошо знал и любил Петербург, а потому он точен в
описаниях. Жизнь дворянина в Петербурге с утра до ночи наполнена развлечениями,
но при этом «однообразна и пестра». При всей своей любви к северной столице
Пушкин не может не отметить, что влияние высшего петербургского света, принятые
в нем система воспитания и образования и образ жизни накладывают неизгладимый
отпечаток на сознание человека, делая его либо пустым и никчемным, либо
преждевременно разочарованным в жизни.
Глазами жителя Петербурга показана нам Москва –
«ярмарка невест». Москва провинциальна, в чем-то патриархальна. Если при
описании Петербурга поэт использует большое количество глаголов, то образ
Москвы складывается из существительных, что на художественном уровне
подчеркивает неподвижность этого города. И действительно, с того момента, как
мать Татьяны Лариной покинула столицу, в ней, по сути, ничего не изменилось: в
гостиных «бессвязный пошлый вздор», в разговорах людей, которых встречает в
гостиной Татьяна, «не вспыхнет мысли в целы сутки».
Современная поэту Россия – Россия деревенская. Галерея
персонажей поместного дворянства в романе наиболее представительна. На именинах
Татьяны мы встречаем «толстого Пустякова», владельца «нищих мужиков» Гвоздина,
многодетную чету Скотининых, уездного франтика Петушкова, сплетника и
взяточника советника Флянова.
Поместные
дворяне живут жизнью, распорядок которой заведен раз и навсегда много лет
назад:
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели;
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод;
В день Троицын, когда народ,
Зевая, слушает молебен,
Умильно на пучок зари
Они роняли слезки три;
Им квас как воздух был потребен,
И за столом у них гостям
Носили блюды по чинам.
В покоях своего дяди Онегин находит «календарь осьмого
года», ибо «старик, имея много дел, в иные книги не глядел». В их жизни ничего
не происходит, один день похож на другой. Отличается от других помещиков,
пожалуй, лишь романтичный Ленский, да и то потому, что образование Владимир
получает в Германии. Впрочем, Пушкин предвидит, что, если бы не погиб Ленский
на дуэли, он мог бы через двадцать лет повторить жизнь старого Ларина или дяди
Онегина:
Узнал бы жизнь на самом деле,
Подагру в сорок лет имел,
Пил, ел, скучал, толстел, хирел
И наконец в своей постеле
Скончался б посреди детей,
Плаксивых баб и лекарей.
Поместное дворянство – образ собирательный.
Рассказывая о жизни отдельных помещиков, Пушкин рисует перед читателем широкую
панораму жизни провинциальной России, осуждает крепостничество. И все же автор
пишет о поместном дворянстве с большей симпатией, чем о столичной жизни.
Деревенские помещики ведут простую жизнь, любят природу, религиозны, чтят
традиции предков, соблюдают посты. Но Пушкин отнюдь не идеализирует помещиков.
2. Идейный смысл рассказа Л.Н.Толстого
«После бала»
Рассказ Льва Николаевича Толстого «После бала» - это
рассказ в рассказе по своей композиции. События происходят в п.п.19 века, во
времена правления Николая I. «После бала» состоит из двух резко
противопоставленных частей: бал у предводителя и расправа с солдатом. Вторая
сцена имеет особое значение для понимания смысла произведения, именно она дала
название рассказу — «После бала».
Рассказчик Иван Васильевич повествует о том, что с ним
произошло, когда он был ещё молодым человеком. Он любил Вареньку. Кульминации его
чувство достигает на балу, где он видит танцующую со своим отцом девушку. Молодой человек любуется ее стройной фигурой в белом платье с розовым поясом, зарумянившимся с ямочками лицом, ласковыми, милыми глазами.
После бала он видит отца девушки, командующим
экзекуцией: солдата-татарина под жесткую барабанную дробь прогоняют сквозь
палочный строй. Его спина окровавлена, он просит: «Братцы,
помилосердствуйте». Но полковник не дает приказа остановить наказание, он
привычно выполняет свою работу.
Любовь Ивана Васильевича проходит, жизнь героя резко
изменилась.
Писатель заставляет задуматься над проблемой
ответственности человека за окружающее. Именно сознанием ответственности за
жизнь общества отличается Иван Васильевич. Юноша из богатой семьи,
впечатлительный, восторженный, столкнувшись со страшной несправедливостью, он
резко изменил свой жизненный путь, отказавшись от всякой карьеры, так как он
видел полковника, может быть, и неплохого человека в роли карающей десницы.
«Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был
уличён в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой».
Свою жизнь он посвятил тому, чтобы помогать другим людям.
Позиция автора
четка и однозначна: внушить читателю ненависть к угнетению человека, к унижению его
достоинства. |