А5.
Синтаксические
нормы. Нормы согласования. Построение предложений с однородными членами. Нормы
управления.
Построение
сложноподчиненных предложений.
Нормы согласования.
ü
Согласование подлежащего и сказуемого
ü
Согласование
причастий с определяемым словом.
& Правило.
Причастие
согласуется в роде, числе и падеже с
определяемым словом.
FПодсказка.
Найди определяемое слово, задай от него
вопрос к причастию. Окончание в вопросе = окончанию причастия (учитывай, что
буквы О и Е в окончании равны).
ü
Согласование
приложения с определяемым словом.
& Правило.
Название, заключенное в кавычки, данное с
родовым словом (повесть, роман, картина, симфония, отель) является
несогласованным приложение и должно стоять в именительном падеже. Если родового
слова нет, то название в кавычках начинает изменяться.
.Различай!
В пьесе А.Н.
Островского «Гроза» разоблачается темное царство, где правят кабанихи и дикие.
В «Грозе» А.Н.
Островского разоблачается темное царство, где правят кабанихи и дикие.
Построение предложения
с однородными членами.
правило
|
распространенные
ошибки
|
общее
дополнение требует от однородных членов предложения одного падежа и предлога
|
НЕЛЬЗЯ: смотрит (что?) и увлекается (чем?) сериалами
|
нельзя
объединять в однородные члены предложения разные части речи
|
НЕЛЬЗЯ: научился французскому языку и драться на
дуэли
|
нельзя
соединять неоднородные синтаксические конструкции
|
НЕЛЬЗЯ: в книге описывается происхождение религии и
как она развивалась
|
нельзя
составлять неправильные пары сопоставительных союзов НЕ ТОЛЬКО … НО, КАК… ТАК
И
|
НЕЛЬЗЯ: В школе воспитывают не только знания, а
воспитывают личность.
|
Нормы управления.
.Различай!
воплощение во что-либо
|
претворение в чем-либо
|
идентичный чему-либо
|
сходный с чем-либо
|
обидеться на что-либо
|
обижен чем-либо
|
обрадоваться чему-либо
|
обрадован чем-либо
|
обращать внимание на что-либо
|
уделять внимание чему-либо
|
опираться на что-либо
|
базироваться на чем-либо
|
отзыв о чем-либо
|
рецензия на что-либо
|
полный чего-либо
|
наполненный чем-либо
|
превосходство над чем-либо
|
преимущество перед чем-либо
|
предостеречь от чего-либо
|
предупредить о чем-либо
|
различать что и что
|
отличать что от чего
|
рассердиться на что-либо
|
рассержен чем-либо
|
уверенность в чем-либо
|
вера во что-либо
|
удивляться чему-либо
|
удивлен чем-либо
|
уплатить за что-либо
|
оплатить что-либо
|
Построение
сложноподчиненного предложения
& Правило.
Косвенная речь – это способ передачи чужой
речи в виде придаточного предложения. В косвенной речи меняется форма
местоимения.
Пушкин писал:
«В свой жестокий век восславил я свободу» - Пушкин писал, что «в жестокий век
восславил» он свободу.
Алгоритм действий.
1) Последовательно посмотри варианты ответа
все возможные ошибки.
2) Проверь:
- все слова стоят в правильном падеже;
- согласуются ли в роде, числе и падеже
подлежащее и сказуемое;
- согласуются ли причастные обороты со
словом, от которого они зависят;
- правильно ли переведена прямая речь в
косвенную и т.д.
Разбор
задания
Укажите предложение без
грамматической ошибки (без нарушения синтаксической нормы).
1)
Следует
уделять большое внимание на развитие образного мышления.
2)
Успех в
соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.
3)
Когда
мать спросила у сына, зачем он читает запрещенные книги, Павел ответил, что
хочет все знать.
4)
Он
уважает и заботится о своих фронтовых товарищах.
Вариант № 1.
В этом
предложении нарушены нормы управления: вместо уделять большое внимание (чему?) развитию используется уделять большое внимание на развитие.
Вариант № 2.
Нарушены
правила употребления двойного союза: вместо не
только…но и употребляется не только…
а
Вариант № 3.
Предложение
построено с учетом всех грамматических правил.
Вариант №4.
Нарушены
нормы при употреблении однородных членов предложения: глагол уважает требует зависимое слово в
винительном падеже (кого? что?), а глагол заботится
– в предложном (о ком? о чем?). При этом у них одно общее дополнение свои фронтовые товарищи.
Таким образом, правильный ответ
– вариант № 3.
?
Потренируйся.
1. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением
синтаксической нормы).
1) Большинство зданий, определяющих исторический центр города, было
построено еще в 17 веке.
2) Те, кто регулярно занимается различными видами спорта, редко болеют
простудными заболеваниями.
3) Встречи с выдающимися деятелями искусства и литературы стали
традиционными на канале «Культуре».
4) Изменение климата на планете прогнозируют крупнейшие ученые-физики
как в нашей стране, так и в странах Европы и Америки.
2. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением
синтаксической нормы).
1) Благодаря современных технологий ученые исследовали глубины озера
Самотлор и нашли под илистым дном богатейшие залежи нефти.
2) В один из осенних дней, освеженных холодным воздухом, лес как будто
помолодел, заблистал золотом и красноватой сетью березовых ветвей.
3) О жизни и творчестве художника, о его загубленном таланте можно
прочитать в повести К.Паустовского «Орест Кипренский».
4) Многие, кто бывал в Переяславле-Залесском, знают, что этот город
моложе Ростова, но его история тоже уходит корнями в далекое прошлое.
3. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением
синтаксической нормы).
1) Она ничего не знала о том, что произошло на даче.
2) Жители города ожидали и надеялись на мирное разрешение конфликта.
3) Шаляпин был гениален не только на драматической, но и на оперной
сцене.
4) Вследствие использования минеральных удобрений удалось собрать
рекордный урожай.
|