Знак
препинания
|
Смыслоразличительная функция знака
препинания
|
|
Общие замечания о роли знаков препинания (возможны и как тезис вступления к работе о роли
знаков препинания, и как вывод в сочинении на лингвистическую тему)
|
·
Знаки препинания
функционально значимы: они имеют закреплённые за ними обобщённые значения.
·
Передают логику
предложения, связь между частями предложения.
·
Вносят
дополнительную информацию, которую нельзя выражать словами.
·
Передают на
письме оттенки смысла.
·
Могут быть
средством выражения состояния пишущего.
·
Основное
назначение пунктуации - передавать логику
предложения, связь между его частями.
·
Знаки
препинания отмечают начало или конец синтаксической единицы.
·
Одни знаки
препинания, как и слова, расчленяют поток письменной речи на высказывания,
другие помогают различить «свои» и «чужие слова, третьи делят высказывания на
простые предложения, четвёртые выделяют в составе высказывания специфические
конструкции.
|
|
Запятая
|
· Указывает на следование объектов и событий друг за
другом.
· Информирует о наличии в предложении структурно
равноправных элементов.
|
|
Точка
|
·
Указывает на
законченность предложения с точки зрения пишущего.
·
Указывает на завершённость высказывания.
·
Указывает на законченность
мысли.
|
|
Вопросительный
знак в конце предложения
|
·
Указывает не только на членение речи, но и на вопросительный характер предложения,
на особый его тип по цели высказывания, требует ответа.
·
Указывает на ожидание
ответа.
|
|
Восклицательный знак в конце предложения
|
· Показывает, насколько сильно автора волнует содержание его собственного высказывания.
· Указывает на эмоциональную напряжённость
|
|
Двоеточие
|
·
Ставят, когда
хотят показать, что далее следует пояснение сделанного сообщения (перед рядом
однородных членов, в бессоюзном
сложном предложении, перед прямой речью)
·
Указывает на разъяснение
предыдущей части высказывания.
|
|
Тире
|
·
Хотят указать, что в предложении есть пропуск каких-либо слов.
·
Указывает на следование событий друг за другом.
·
Указывает на временной интервал.
·
В обозначении чередования: хотят сказать, что в диалоге сменился автор
или от прямой речи перешли к обычному тексту.
·
Указывает на варианты названия.
·
Значение противоположности (Я мрачен
- ты весел).
·
Указывает на значение следования
- одно событие следует за другим - внезапно, вопреки ожиданиям (Отступил - и
вдруг споткнулся).
·
Указывают, что событие происходит т закономерно, как следствие
предыдущего. (Хочешь есть - работай вместе со всеми).
|
|
Кавычки
|
·
Хотят указать, что заключенное в них сообщение принадлежит не автору.
·
Обозначают границы прямой речи или цитаты.
·
Заключают в кавычки сообщение, от которого пишущий хочет «откреститься».
|
|
Скобки
|
· Ставят, когда хотят указать, что сообщение
несёт не основную, а дополнительную информацию.
· Указывают на вспомогательный
характер информации.
|
|
Точка с запятой
|
·
Указывает на то, что именно здесь граница основной части сообщения, но
далее есть другая информация - для размышления читателя.
|
|
Многоточие
|
·
Передаёт недосказанность, недоговорённость.
·
Отражает эмоциональную окраску речи - передаёт прерванность мысли, вызванную общим эмоциональным
напряжением.
·
Указывает на неполноту информации.
·
Может передавать многозначительность сказанного, указывать на подтекст,
скрытый смысл.
|
|