Языковое средство
|
Определение
|
Пример
|
Анафора
(единоначатие)
|
Повторение
слов или словосочетаний в начале предложения
|
Руки
опускаются,
когда человек читает в газетах одно , а в жизни видит другое.
Руки
опускаются
, когда ты понимаешь , что вокруг тебя никто ни за что не отвечает и что всем
всё «до лампочки».
|
Антитеза
(противопоставления)
|
Резкое
противопоставление понятий , характеров, образов , создающий эффект резкого
контраста
|
Всю
мировую литературу я разделяю на 2 типа – литература дома и литература бездомья.
|
Вопросно-ответная
форма изложения
|
Форма
речи, при которой автор как бы делает читателя своим собеседником
,привлекает его к обсуждению важных вопросов ,заставляет задуматься над ними.
|
Ну
а мы-то сами? Пешки, что ли ? Щепки истории?
|
Гипербола
|
Художественное
преувеличение.
|
Россия
поражена тяжелейшей идеологической болезнью, которая более тяжела ,чем
водородная бомба 20 века. Имя это болезни -ксенофобия(И.Руденко).
|
Градация
|
Синтаксическая
конструкция ,внутри которой однородные выразительные средства располагаются в
порядке усиления или ослабления признака.
|
Нехорошо,
недостойно, глупо и гадко смеяться над человеком.(Л.Пантелеев)
|
Гротеск
|
Художественное
преувеличение до невероятного, фантастического.
|
Если
бы какие-нибудь вселенские диверсанты были посланы уничтожить все живое на
Земле и превратить ее в мертвый камень, если бы они тщательно разработали эту
свою операцию, они не могли бы действовать более разумно и коварно, чем
действуем мы, живущие на Земле люди. (В.Солоухин)
|
Инверсия
|
Обратный
порядок слов в предложении.
|
Вышел
месяц ночью темной, одиноко глядит из черного облака на поля
пустынные , на деревни дальние, на деревни ближние.(
М.Неверов)
|
Ирония
|
Вид
иновысказывания, когда за внешне положительной оценкой скрывается насмешка.
|
Продаются
мужские костюмы ,фасон один. А цвета какие? В общем, сами понимаете, цвет
один, чистый траур на небогатых
похоронах.
|
Контекстные
(или контекстуальные)анонимы
|
Слова,
которые в языке не противопоставлены по значению и являются анонимами только
в исходном тексте.
|
Комплекс
неполноценности способен загубить человеческую душу. А может возвысить
до небес.
|
Контекстные
(или контекстуальные) синонимы
|
|
Предо мною появились два
ангела...два гения.
|
Лексический
повтор
|
Повторение
в тексте одного и того же слова .
|
- Эти люди
– ваши родственники?
-Да, -
сказал он .
- Все
эти люди – родственники?
|
Литота
|
Художественное
приуменьшение.
|
Мы со
своими амбициями – меньше муравьев лесных .( В . Астафьев)
|
Метафора
( в том числе развернутая )
|
Перенесение
на предмет или явление какого – либо признака другого явления или предмета
|
Она
очищается , душа – то , и чудится мне , весь мир затаил дыхание ,
задумался этот клокочущий , грозный наш мир , готовый вместе со мною пасть на
колени , покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра ….
|
Метонимия
|
Перенос
значение ( переименование ) на основе смежности явлений .
|
Зим .
Моро. Село коптит в стылое ясное небо серым дымом.
|
Оксюморон
|
Соединение
в образе или явлении несовместимых понятий
|
Сладостные
мучения испытал
он, изгнанник, вернувшись в Россию.
|
Олицетворение
|
Присвоение
предметам неживой природы свойств живых существ.
|
Хмель,
ползя по земле, хватается за встречные травы но они оказываются слабоватыми
для него,и он ползет, пресмыкаясь, все дальше…
|
Парцеллярия
|
Намеренное
дробление предложения на значимые смысловые части.
|
Заикался
от неуверенности. Избегал развлечений. И только за роялем он преображался.
Его звали Моцарт. (С.Довлатов)
|
Перифраза
|
Описательное
выражение, употребленное вместо какого-либо слова.
|
Уголь
и нефть-«черное золото». Хлопок-«белое золото». Газ -«
голубое золото». (В.Войнович)
|
Риторический
вопрос
|
Выражение
утверждения в вопросительной форме.
|
Кто из
нас не любовался восходом солнца, летним разнотравьем лугов, бушующим морем?
|
Риторическое
восклицание
|
Выражение
утверждения в восклицательной форме.
|
Какая
магия, доброта, свет в слове учитель! И как велика его роль в жизни каждого
из нас! (В.Сухомлинский)
|
Риторическое
обращение
|
Фигура
речи, в которой в форме обращения выражается отношение автора к тому, о чем
говорится.
|
Милые
мои! Да
кто же, кроме нас, о нас самих думать будет?(В.Войнович)
И вы,
душевно убогие вандалы, тоже кричите о патриотизме? (П.Вощин)
|
Сорказм
|
Едкая
ирония.
|
Мы же
сами, своими руками, собственным так называемым трудом строим полигоны
для грядущей демонстрации массового героизма, сами себе готовим завтрашние
аварии и катастрофы! (Р.Рождественский)
|
Сравнительный
оборот (в том числе развернутое сравнение)
|
Сопоставление
предметов, понятий, явлений, чтобы подчеркнуть особо важный признак.
|
Ночь,
словно сумрачное ораторио старинных мастеров, росла в саду, где звезды
раскидались, как красные, синие
и белые лепестки гиацинтов…
|
Синтаксический
параллелизм
|
Одинаковое(параллельное
)построение нескольких рядом расположенных предложений абзацев.
|
Что ищет
он в стране далекой?
Что
кинул он в краю родном?
|
Эпитет
|
Художественное
определение ,т.е красочное, образное, которое подчеркивает в определенном
слове какое-нибудь его отличительное свойство.
|
Есть
только моя присмерительная, бесплотная душа, она сочится
непонятной болью и слезами тихого восторга…
|
Эпифора
|
Одинаковая
концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия и
т.д.
|
Как
французы повлияли на Пушкина - мы знаем. Как Шиллер повлиял на
Достоевского – мы знаем.
|
СинЕкдоха
|
Перенесение
значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения
между ними
|
Пуще
всего береги копейку. (деньги)
|