Четверг
02.10.2025
16:14
Приветствую Вас Гость
RSS
 
САЙТ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Для учителя [21]
Позитив [16]
Не может быть... [2]
Методика обучения [4]
Администрация школы [8]
Притчи [12]
Полезные ссылки [16]

КОТЭ

Наш опрос
Какой материал на сайте вам интересен?
Всего ответов: 864

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Методика обучения

КАК ВЫУЧИТЬ ПРАВИЛА?
В сущности, учитель должен задаться двумя основными вопросами:
как научить детей видеть и понимать те закономерности языка, которые превратились в правила?
как сделать эти закономерности-правила базой для грамотного письма?
Оба вопроса методического характера.

При адекватной методике преподавания ученик практически избавлен от необходимости заучивать правила. Они сами укладываются в сознании, усваиваются и запоминаются в процессе правильно организованной работы. Заучивать придется только исключения из правил.

Тут сразу оговоримся, чтобы не создавать лишних иллюзий: знание правил не дает стопроцентной автоматической гарантии грамотности письма. Но незнание их дает почти стопроцентную гарантию безграмотности.

Распишем алгоритм работы на конкретном примере.

Например, тема урока: «Чередование гласных а – о в корне раст – ращ – рос».

1.Начинаем объяснение темы с напоминания о том, что безударная гласная в корне бывает:
проверяемая – примеры: река′ – ре′ки, моря′ – мо′ре, извини′ться – неви′нный;
непроверяемая – примеры: лило′вый, капита′н, кора′бль.

2.Далее пишем на доске (или заранее заготавливаем эту запись) слова в три столбика:
расте′ние
расти′тельность
зарасти′ вы′ращенный
сраще′ние
прираще′ние за′росли
вы′росли
переросли′


Результаты коллективных наблюдений фиксируем на каждом этапе, причем учитель направляет работу, формулирует задания, ставит вопросы, но все промежуточные и итоговые выводы дети делают сами:

Обозначаем в каждом слове корень: в тетради это делается традиционно, дужкой, в нашем случае корень маркирован цветом, для наглядности корень с О выделен другим цветом.
Устанавливаем, что это
а) один и тот же корень в трех вариантах (то есть все записанные на доске слова однокоренные),
б) конечные согласные и гласная в нем чередуются,
в) правописание конечных согласных корня проблем не вызывает,
г) правописание безударных гласных а – o очевидно зависит от конечных согласных корня: перед ст и щ – а ,
перед с – o:
раст – ращ – рос

Итоговые выводы.

Главный вывод – в корне раст – ращ – рос безударные гласные а – о чередуются: перед ст и щ пишется а,
перед с – о.

Дополнительные выводы:
1) кроме проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне, есть еще чередующаяся;
2) чередующуюся гласную корня нельзя проверять ударением, ее написание зависит от определенных условий, в данном случае – от чередования конечных согласных корня.

3.Теперь, когда правило выведено, то есть коллективными усилиями сформулировано на основании совместных наблюдений, обращаемся к учебнику: самостоятельно читая соответствующий параграф, дети должны проверить правильность сделанных выводов и обнаружить новую информацию. И это опять задача не механическая, а творческая: уточняется формулировка правила, обнаруживаются, обсуждаются и записываются в тетради и на доске исключения.

4.Уже к этому моменту большая часть учеников не нуждается в заучивании правила: оно понято и тем самым присвоено.

5.Далее наступает очень важный момент отработки и закрепления правила через цепь сменяющих друг друга коллективных и самостоятельных упражнений: объяснительный диктант, выборочный диктант, творческий диктант, упражнения из учебника и т.д. и т.п.

6.После того как в ходе объяснительного диктанта все по очереди проговаривают правило применительно к конкретным словам, а потом делают это еще раз при проверке самостоятельной работы, формулировка оседает в сознании даже самых невнимательных ребят.

7.Дома останется вспомнить, повторить и практически применить правило при выполнении упражнения.

Если эта работа будет продолжена на следующем уроке, если уроки русского языка представляют собой систему, в которой каждая новая информация нанизывается на предыдущую, если тщательно продуманное и точно дозированное повторение держит детей в тонусе и не позволяет им забыть усвоенный материал, никакой зубрежки не понадобится, как не понадобится и специальных героических усилий при подготовке к ЕГЭ.

Язык как система требует системной, логичной, убедительной подачи.

Это способствует не только развитию грамотности – это способствует развитию мышления в целом, умению видеть закономерности, логику и красоту там, где невежде мерещится непостижимый хаос.

Почему знание правил не всегда гарантирует грамотность при письме?
Это очень сложный механизм – совмещение новой ситуации с необходимым для ее решения знанием и передача сигнала от мозга к пишущей (печатающей) руке. Скорость и точность этих процессов у разных людей разная. Опытные учителя знают, что сделавший ошибку ребенок легко объяснит ее сам, если обратить его внимание на проблемное место. Умение видеть это проблемное место (орфограмму, пунктограмму) вырабатывается и реализуется у разных людей по-разному, и очень во многом это опять-таки зависит от правильно организованного тренинга на уроках языка.

Кроме того, никогда не будет писать грамотно не читающий, неразвитой человек. Он просто не в состоянии правильно идентифицировать языковые единицы, не входящие в его личный лингвистический запас, а соответственно не может приложить к ним правила, даже если знает их.

В то же время книгочей может оказаться грамотным без знания правил – зрительная память и развитое чтением лингвистическое чутье вырабатывает грамотность как бы поверх учения – как бы, потому что в этом случае языковые закономерности усваиваются просто другим – непосредственным, опытно-интуитивным – способом.
Но это исключение, которое только подтверждает правило, гласящее:

правила нужно знать. А знание это достигается не зубрежкой, а пониманием тех языковых закономерностей, которыми правила порождены.


По материалам журнала "Филолог"

Категория: Методика обучения | Добавил: Учитель (29.09.2011)
Просмотров: 1110 | Теги: Правило, методика обучения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ПРАВОСЛАВНЫМ

Вход на сайт

ВРЕМЯ

Поиск

АФОРИЗМЫ

КАЛЕНДАРЬ

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Учительский портал