В сущности, учитель должен задаться двумя основными вопросами: как научить детей видеть и понимать те закономерности языка, которые превратились в правила? как сделать эти закономерности-правила базой для грамотного письма? Оба вопроса методического характера.
При адекватной методике преподавания ученик практически избавлен от необходимости заучивать правила. Они сами укладываются в сознании, усваиваются и запоминаются в процессе правильно организованной работы. Заучивать придется только исключения из правил.
Тут сразу оговоримся, чтобы не создавать лишних иллюзий: знание правил не дает стопроцентной автоматической гарантии грамотности письма. Но незнание их дает почти стопроцентную гарантию безграмотности.
Распишем алгоритм работы на конкретном примере.
Например, тема урока: «Чередование гласных а – о в корне раст – ращ – рос».
1.Начинаем объяснение темы с напоминания о том, что безударная гласная в корне бывает: проверяемая – примеры: река′ – ре′ки, моря′ – мо′ре, извини′ться – неви′нный; непроверяемая – примеры: лило′вый, капита′н, кора′бль.
2.Далее пишем на доске (или заранее заготавливаем эту запись) слова в три столбика: расте′ние расти′тельность зарасти′ вы′ращенный сраще′ние прираще′ние за′росли вы′росли переросли′
Результаты коллективных наблюдений фиксируем на каждом этапе, причем учитель направляет работу, формулирует задания, ставит вопросы, но все промежуточные и итоговые выводы дети делают сами:
Обозначаем в каждом слове корень: в тетради это делается традиционно, дужкой, в нашем случае корень маркирован цветом, для наглядности корень с О выделен другим цветом. Устанавливаем, что это а) один и тот же корень в трех вариантах (то есть все записанные на доске слова однокоренные), б) конечные согласные и гласная в нем чередуются, в) правописание конечных согласных корня проблем не вызывает, г) правописание безударных гласных а – o очевидно зависит от конечных согласных корня: перед ст и щ – а , перед с – o: раст – ращ – рос
Итоговые выводы.
Главный вывод – в корне раст – ращ – рос безударные гласные а – о чередуются: перед ст и щ пишется а, перед с – о.
Дополнительные выводы: 1) кроме проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне, есть еще чередующаяся; 2) чередующуюся гласную корня нельзя проверять ударением, ее написание зависит от определенных условий, в данном случае – от чередования конечных согласных корня.
3.Теперь, когда правило выведено, то есть коллективными усилиями сформулировано на основании совместных наблюдений, обращаемся к учебнику: самостоятельно читая соответствующий параграф, дети должны проверить правильность сделанных выводов и обнаружить новую информацию. И это опять задача не механическая, а творческая: уточняется формулировка правила, обнаруживаются, обсуждаются и записываются в тетради и на доске исключения.
4.Уже к этому моменту большая часть учеников не нуждается в заучивании правила: оно понято и тем самым присвоено.
5.Далее наступает очень важный момент отработки и закрепления правила через цепь сменяющих друг друга коллективных и самостоятельных упражнений: объяснительный диктант, выборочный диктант, творческий диктант, упражнения из учебника и т.д. и т.п.
6.После того как в ходе объяснительного диктанта все по очереди проговаривают правило применительно к конкретным словам, а потом делают это еще раз при проверке самостоятельной работы, формулировка оседает в сознании даже самых невнимательных ребят.
7.Дома останется вспомнить, повторить и практически применить правило при выполнении упражнения.
Если эта работа будет продолжена на следующем уроке, если уроки русского языка представляют собой систему, в которой каждая новая информация нанизывается на предыдущую, если тщательно продуманное и точно дозированное повторение держит детей в тонусе и не позволяет им забыть усвоенный материал, никакой зубрежки не понадобится, как не понадобится и специальных героических усилий при подготовке к ЕГЭ.
Язык как система требует системной, логичной, убедительной подачи.
Это способствует не только развитию грамотности – это способствует развитию мышления в целом, умению видеть закономерности, логику и красоту там, где невежде мерещится непостижимый хаос.
Почему знание правил не всегда гарантирует грамотность при письме? Это очень сложный механизм – совмещение новой ситуации с необходимым для ее решения знанием и передача сигнала от мозга к пишущей (печатающей) руке. Скорость и точность этих процессов у разных людей разная. Опытные учителя знают, что сделавший ошибку ребенок легко объяснит ее сам, если обратить его внимание на проблемное место. Умение видеть это проблемное место (орфограмму, пунктограмму) вырабатывается и реализуется у разных людей по-разному, и очень во многом это опять-таки зависит от правильно организованного тренинга на уроках языка.
Кроме того, никогда не будет писать грамотно не читающий, неразвитой человек. Он просто не в состоянии правильно идентифицировать языковые единицы, не входящие в его личный лингвистический запас, а соответственно не может приложить к ним правила, даже если знает их.
В то же время книгочей может оказаться грамотным без знания правил – зрительная память и развитое чтением лингвистическое чутье вырабатывает грамотность как бы поверх учения – как бы, потому что в этом случае языковые закономерности усваиваются просто другим – непосредственным, опытно-интуитивным – способом. Но это исключение, которое только подтверждает правило, гласящее:
правила нужно знать. А знание это достигается не зубрежкой, а пониманием тех языковых закономерностей, которыми правила порождены.