Самоанализ педагогической деятельности
Саликовой Жанны Александровны,
учителя русского языка и литературы МОУ
№30 го Саранск
Одной из важнейших целей современного
образования является формирование информированной личности, способной к
самоопределению и непрерывному самообразованию. Инновационные процессы,
происходящие в российской системе образования, направлены на обеспечение
высоких результатов учебно-познавательной деятельности учащихся, на обеспечение
их профессионального самоопределения, на формирование общечеловеческих
ценностей, развитие человека как личности. Сегодня учитель приобретает иные
роль и функции в учебном процессе, нисколько не менее значимые, чем в
традиционной школе, но значительно более сложные. Одним из условий формирования
самоопределяющейся личности является существование образовательного
пространства, дающего возможность каждому обучающемуся систематически
вырабатывать способность к осознанному обучению. Построить такое пространство
учебной деятельности должен учитель при активном участии своих учеников.
Уровень познавательных способностей моих
учеников разный, значительная часть детей имеет низкую мотивацию к обучению, следовательно,
основной целью педагогической деятельности следует считать развитие
познавательных способностей учащихся.
Задачи
моей педагогической деятельности многофункциональны, но главными являются:
1. Повышение
мотивации к обучению.
2. Развитие
творческого мышления, связной речи учащихся.
3. Создание
на уроке оптимальных условий для развития каждого школьника.
Использую различные виды деятельности учащихся
на уроке, что делает урок интересным. Поддерживаю положительный эмоциональный
настрой урока, а это способствует развитию познавательного интереса учеников к
предмету. К каждому уроку отбираю и разрабатываю главные вопросы содержания,
определяю рациональную методику.
Использую в своей работе дифференцированный
подход в обучении. Дифференцирую задания по степени оказания помощи ученику со
стороны учителя, по степени самостоятельности учащихся при выполнении задания. Это
особенно важно для слабых учеников. Работа организуется так, чтобы со временем
степень самостоятельности школьников возрастала, а доза помощи снижалась. Для
подобной дифференциации в своей практике использую образцы выполнения заданий,
памятки-опоры, памятки-алгоритмы.
Создание
положительной мотивации учения способствует формированию навыков
самообразования, развивает у учащихся познавательную активность и
самостоятельность.
Возможности школьников различны, важно
побудить мыслительный процесс ученика. Для этого использую в своей работе
различные методы: исследовательский, поисковый, метод проблемных ситуаций.
Считаю важным включение учащихся в
познавательную деятельность на каждом этапе урока. А так как ученики имеют разный уровень познавательных
способностей, разную степень обученности, подбираю рациональные виды работ,
создаю ситуацию успеха, которая является важным условием для формирования
мотивации и развития учащихся. Учитывая реальные возможности всех детей,
организую продуктивную деятельность всего класса, осуществляя
дифференцированное обучение на уроке
Считаю, что
основная проблема образования -
это повышение качества знаний
учащихся. Поэтому на уроке учу детей выделять главное в излагаемом материале. При изучении нового материала
использую приемы и методы, способствующие развитию памяти, внимания и мышления
- эвристические, исследовательские. Для более подготовленных учащихся применяю
карточки-инструкции, для слабоуспевающих - тесты с выбором ответа, яркие
слайды, неоднократные повторения, применяю игровые моменты.
Развитию
учащихся способствуют и применяемые мною формы организации обучения. Основной
формой является урок. Важным для себя считаю его структурирование. Не отвергая
традиционного метода построения урока, применяю и нетрадиционные формы. Урок
формирования новых знаний-это урок-исследование, урок-путешествие, конференция.
Уроки проверки знаний – зачеты, смотры знаний, викторины. Применяю разные формы организации
учебной деятельности учащихся: индивидуальную, групповую, фронтальную.
Групповая работа используется мною нечасто, преимущественно на самых трудных
или самых важных для решения учебно-воспитательных задач темах программы.
Применение таких уроков на практике способствует заинтересованности в предмете,
они дают возможность проявить способности, быть активным участником учебного
процесса, не бояться высказать свое мнение.
Немаловажное
значение для учащихся имеет итог урока, который отражается в памяти ученика. А
если одновременно включается не один вид памяти, а затем идет закрепление с
помощью практических действий, то знания остаются надолго. Именно с этой целью
закрепления знаний использую на уроке карточки-тесты. В системе работы по предмету накоплен
собственный методический пакет контрольно- измерительных материалов, отражающих
как предметную специфику выделяемых педагогических технологий, способов
деятельности, приемов, так и уровень их реализации. Наиболее востребованной и
методически обоснованной системой контроля результатов учебно-познавательной
деятельности учащихся является педагогическое тестирование. Итоговая
государственная аттестация в форме ЕГЭ требует развития у учащихся навыка
работы с тестами. Для тематической проверки знаний учащихся в процессе
экспресс-контроля и для итоговой проверки знаний и умений мною составлены
тесты, причем в заданиях используются различные типы тестов, что позволяет
стимулировать различные интеллектуальные умения школьников. Одной из
современных форм работы на уроке считаю зачеты в форме тестовых заданий, они психологически
настраивают на сдачу ЕГЭ, воспитывают ответственность за формирование знаний и
умений.
В
своей работе успешно применяю педагогическую технологию сотрудничества, цель
которой усвоение знаний, умений с учетом потребностей и возможностей развития
ученика. Необходимо дать каждому ученику всестороннее и гармоническое развитие,
создать условия для самореализации личности.
Компьютер выполняет на уроке роль источника информации, выступает в
качестве средства оценки, учета и регистрации знаний учащихся. На уроках я
применяю мультимедийное оборудование, интерактивные средства обучения. Это
позволило мне повысить интерес школьников к предмету, качество знаний.
Использование инновационных методов и приемов приводит к хорошим результатам:
отсутствие неуспевающих по предмету, повышается мотивация, качество знаний по предмету стабильно.
Добиваться
положительных результатов в обучении мне помогает внеурочная работа по
предмету. Провожу дополнительные занятия, на которых оказываю коррекционную
помощь слабоуспевающим ученикам. В 11 классе веду дополнительные занятия по
подготовке к сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Учебно-исследовательская работа - новый вид
школьной работы и новый вид моей педагогической деятельности. Его достоинство
состоит в том, что он развивает мышление, дает возможность самостоятельного
поиска и дает ребенку радость открытия. Изменяется роль учителя в обучении: он
в большей степени становится не
передатчиком знаний, а партнером в
обучении. Учитель, руководитель исследовательской работы, включен в
исследование поставленной проблемы на
равных условиях с учеником и одновременно обучает его методике проведения
эксперимента. Это дает возможность мне более широко проявить творческие
способности не только в педагогическом проектировании, но и в роли
исследователя, так как невозможно передать опыт той деятельности, которую не
освоил сам. В 2007-2008 гг. моя ученица Слежова Наташа приняла участие в
городском, республиканском и межрегиональных конкурсах исследовательских работ.
Постоянно занимаюсь самообразованием,
которое осуществляется по плану: изучение сборника нормативных документов по русскому
языку и литературе Федерального компонента государственного стандарта
образования; изучение федерального базисного учебного плана и программ; изучение
методической копилки элективных курсов; изучение опыта работы методического
объединения; изучение публикаций журнала «Русский язык в школе» и газеты «
Первое сентября»; самосовершенствование по владению ИКТ.
В 2007 году прошла краткосрочное обучение в МРИО по проблеме
«Организация научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся, в 2009
году - курсы повышения квалификации в ГОУ ДПО (ПК) С «МРИО» по программе
«Современные подходы к реализации учебных программ по русскому языку и литературе», что
позволило мне повысить уровень профессионального образования.
|